Живет ли бес в собачьей шкуре

09.02.2008
7 606
Живет ли бес в собачьей шкуре?
Материалы Елены Типикиной PR- менеджера ООО "КПЦ "АТАМАН"
Хорошо было бы начать традиционным вступлением — «в редакцию поступил звонок…» Но звонок не поступил. Ни в редакцию, ни в мою квартиру. Зато поступил упрек. Что называется, «в теплой, дружеской атмосфере». Проще говоря, одна моя знакомая, имеющая собак и кошек, не на шутку «наехала» на меня в разгар застолья. [cut Читать дальше...]
Эта моя знакомая (об имени умолчим) знает о роде моей работы*, и предполагает, что именно я, как адепт Русской Православной Церкви, — наиболее подходящий объект для вымещения обид, нанесенных ей «служителями культа». Обиду, нанесенную ей, нельзя считать шуточной. Один из священников, служащий в питерском храме (о его имени тоже умолчим), отказался освящать ее квартиру под тем предлогом, что она осквернена проживанием в ней «нечистых животных», то есть собак. И более того, не ограничился отказом, но, пугая и устрашая небесными карами, настоятельно рекомендовал ей изгнать «эту гадость» из дома.
Искренне сочувствуя моей знакомой, случайной жертве религиозного экстремизма, я все-таки должна сознаться: проблема есть. Историческая, этнографическая и отчасти социальная. Редкая провинциальная церковная старушка не побледнеет, увидев собачью физиономию в храмовых дверях. Как и редкий мусульманский ребенок не запустит камнем в дворнягу, случайно забежавшую в арабский двор. Ортодоксального иудея в иерусалимском квартале легче всего вывести из себя, обозвав собакой.
Отчего же религиозные ортодоксы* разных вер плюют вслед собаке? Чем она провинилась перед Богом и человечеством?
Для меня этот вопрос очень насущен — я человек верующий. Имея собственное мнение по этому вопросу, подкрепленное знанием церковных правил и постановлений, я, «ничтоже сумняшеся»*, имею собаку в городской квартире. А что делать «маловерным», впадающим в смущение от незнания русских церковных традиций и правил?
За разъяснением я обратилась к двум священникам Русской Православной Церкви (РПЦ) — отцу Владиславу Редину и отцу Геннадию Коршуну. С первым состоялся междугородный телефонный разговор, ко второму я явилась с диктофоном.
Отец Владислав — священник с академическим образованием, преподаватель семинарии в одном из российских городов. С отцом Владиславом мы знакомы по роду моей работы. Он сам имеет не только собаку, но и верхового коня, на котором его дочка выступает на соревнованиях. Собака — «детский» лабрадор, посещает выставки, любимица семьи.
Отец Геннадий собак в доме не держит (имеет кота) и придерживается довольно строгих правил их содержания. Но именно он, отец Геннадий, освящал нашу квартиру и загородный дом, не смущаясь присутствием двух ризеншнауцеров.
В тексте я буду обращаться как бы попеременно то к одному, то к другому батюшке, я задавала им практически одни и те же вопросы.
P.S. (шутливый): Ту сумму наличности, которую мне придется выложить за междугородный телефонный счет, прошу считать вкладом в фонд примирения собаководов и церковников.
 
09.02.2008
7 606
— Отец Владислав, разъясните, почему церковь именует собаку «нечистым» животным? У очень многих складываются буквальные ассоциации с «нечистой силой»…
О.В.: Традиция древняя, имеет ветхозаветное происхождение. Три мировых религии — христианство, иудаизм и ислам — имеют происхождение, восходящее к общим историческим корням — Ветхому Завету. У нас, христиан, Ветхий Завет является составляющей частью Библии, предшествующей Новому Завету — главному христианскому закону и учебнику. Тем не менее, значительная часть традиций и правил перекочевала к христианам именно из Ветхого Завета.
Несколько тысяч лет назад Господь повелел людям через величайшего пророка Моисея разделить домашних животных на «чистых» и «нечистых». На употребляемых в пищу и предназначаемых в жертвенное всесожжение. И на тех, которые запрещалось поедать или воздавать в жертву Богу, приносить на алтарь. Так что ассоциации с «нечистой силой» сегодня весьма поверхностны.
Чистые животные в ветхозаветных правилах — агнцы (ягнята), тельцы (телята), голуби — должны были при принесении их в жертву быть особями мужского пола и не иметь физических изъянов ли уродств. Должны были быть «непорочными». Современный иудаизм твердо исповедует ветхозаветные правила, изложенные в особой книге — талмуде.
Кстати, замечательно вкусные и повсеместно употребляемые в России рыбы сом и осетр — также животные «нечистые». Талмуд запрещает исповедующим иудаизм употреблять рыбу, не имеющую чешуи. Так что «чистый» зверь или «нечистый» — сегодня это скорее область гастрономических пристрастий.
 
09.02.2008
7 606
Теперь об истории…
Для ветхозаветных иудеев собака действительно была животным, символизирующим неверие, беззаконие. Исторические поработители еврейского народа — вавилоняне, многократно дотла выжигавшие Палестину, исповедовали зороастрийскую языческую религию, в которой собаке как обожествленному животному отводилось особо почетное место. Так что собака для иудеев была ненавистным языческим символом.
Псом называли язычника не только древние евреи. «Пес смердящий», «собака некрещеная» — традиционные русские ругательства, обращенные и к половецким, и к монгольским ордам, и к тевтонским рыцарям. Очень многие ветхозаветные законы существуют в христианстве в качестве нравственных правил: десять заповедей, например. Или благочестивая традиция покрывать голову женщине (обязательное правило при входе в церковь — прим. ред.).
>Но православная церковь на законодательном уровне не делит животных на «чистых» и «нечистых»! Нет ни одного соборного постановления, запрещающего христианам иметь собаку.
Еще нужно сказать и о том, что домашняя собака в XXI веке, особенно городская, выращенная и отселекцированная человеком, не имеет ничего общего с древними полчищами одичавших и свирепых псов, осаждавшими города. Собаки, сбившиеся в стаи, голодные, больные паршой и бешенством, вселяли ужас в людей. Существовала форма казни — «бросить на растерзание собакам». Выгнать ночью за городские ворота провинившегося — означало обречь его если не на съедение, то на муки ужаса уж точно. Не говоря о том, что бешенство научились излечивать менее ста лет назад.
— Есть ли в Ветхом Завете упоминание о собаках?
О. В.: Косвенные. В одной из книг упоминается шествующий ангел и собака, и юноши с ним. Кстати, любопытно, что ангела — Божьего на земле посла — присутствие собаки, видимо, никак не смущало.
О. Г.: В притче о праведном Лазаре упоминается о псах. Лазарь был отвергнут богатыми, лежал в нищете и «псы лизали раны его». И Бог, взявший Лазаря за праведность в «лоно Авраамово»*, не был оскорблен тем, что Лазарь был буквально «облизан» псами. Но есть и евангельское правило — «не давайте святыни псам». Его надо понимать не только в иносказательном значении, но и в прямом — не кощунствуйте и не допускайте глумления над святыней. Собака не должна входить в церковь, прикасаться к святыне — иконам, артосу*, агиасме*, кресту с распятием. Если вы установили поклонный крест*, не поленитесь обнести его оградой, чтобы животное не могло справить нужду близ него и тем самым осквернить его.
 
09.02.2008
7 606
— Я лично знаю о случаях погребения собак на кладбищах людских. Тайного погребения, конечно…
О. В.: Это возмутительно. Такие поступки можно считать прямым кощунством. Священник и родственники усопших будут молиться на могилах о «всех здесь ныне поминаемых»*, испрашивать для них прощения грехов и жизни вечной. Уверяю вас, что захоронение любого животного в землю кладбища, среди крестов, в месте, где служатся панихиды, — тяжелейший грех и осквернение христианской могилы.
О. Г.: У животного не должно быть человеческого имени. Можно звать кота Васькой, но нельзя Василием. Давая собаке полное христианское имя, вы оскорбляете наших небесных покровителей, ангелов-хранителей. Господь повелел Адаму дать имена всем животным, наречь их. Также не следует давать животным имена сатанические (Бес, Девил и прочее — прим. ред).
Поскольку произнося эти имена, вы призываете к общению темные силы. Такое общение всегда пагубно. В старинной поговорке говорится: не кличь черта, явится! Не накликай беду.
- Может ли бес вселиться в собаку?
О. В.: Изгнав на скале Гадаринской* полчища бесов из одержимого, Господь Иисус Христос послал их в стадо свиней. И свиньи, взбесившись, бросились со скалы в море. И утонули в нем. Животные — несомненно одушевленные существа. И по всей видимости, могут, как и люди, быть подвержены душевным заболеваниям. Примеров дурного, неукротимого нрава сколько угодно — так и говорят: пес бросился как бешеный, конь взбесился и понес… Люди должны культивировать характер домашних животных селекцией, воспитанием. В христианской литературе, преданиях есть сколько угодно примеров укрощения святыми подвижниками свирепых животных: пророк Даниил, брошенный в ров на съедение голодным львам, не был ими съеден. Напротив, львы кротко легли около него. Святой преподобный Серафим Саровский кормил хлебушком дикого медведя, приходившего к нему в пустынь* за подачками; старец Герасим в пустыне возил воду в бурдюках на диком льве, добровольно служившем старцу.
Несомненно, добрый, кроткий сердцем человек воспитает доброе животное. Злобный, безудержный — воспитает животное с таким же нравом. Посмотрите, сколько владельцев кичатся тем, что их собака — гроза округи, грызет других собак, давит котов, кусает людей. Это самое настоящее культивируемое бешенство. Не в смысле вирусного заболевания, а в смысле одержимости.
Бог сотворил собаку для служения человеку. Человек — владелец собаки, юридическое лицо, не только в ответе перед законом за действия своего животного, но и перед Богом — за потакание своим страстям — гордыни, гневу, тщеславию.
О. Г.: То, что «нечистая сила» вселяется в собаку, — скорее всего, вымысел. Но вот что я заметил: собаки очень часто похожи на своих хозяев.
До такой степени, что иногда у собаки бывает «лицо», а иногда наоборот — у человека лицо становится злобной мордой. Собака служит человеку и в чем-то копирует его. «Бешеная» собака — продукт воспитания «бешеного» хозяина.
 
09.02.2008
7 606
— Могу ли я, владелец собаки, молить Бога о даровании ей здоровья или о том, чтобы потерявшаяся собака отыскалась? Или это кощунственно и недопустимо?
О. Г.: В наших требниках* есть тексты молитв о страждущих животных. Молитвы о них — законное дело. Случись беда — заболело животное, потерялось — обратитесь к Богу. Но обратитесь с сокрушением и покаянием. Задумайтесь, почему с Вас взыскивает Господь? Но будет кощунственно, если Вы, называя собаку человеческим именем, будете заказывать именные молебны и т. д. О здравии собаки Дружка записку подавать нельзя. Вы смутите и скорее всего возмутите спокойствие и прихожан и священника, даже если сделаете это по незнанию и не будете иметь кощунственных мыслей. Такая молитва может быть тайной или сугубо домашней.
О. В.: Все плохое, что случается с человеком, случается по попущению Божию. Если что-то случилось с Вашей собакой — задумайтесь, почему? Может быть, вы отдавали ей то, что должны были отдавать людям? Может, вы «зациклились» на своей «дорогой и единственной» и при этом ненавидите все человечество? Забыли о главном? О том, что Господь повелел возлюбить Бога и ближнего? Собакам нужно отдавать часть сердечного тепла, милости, ласки, но, может быть, вы ошибочно полагаете, что «ближние» — это только ваши собаки? Или собака культивирует в вас худшие качества? Корысть, зависть, тщеславие… Тогда не удивляйтесь, что ваши собаки «мрут как мухи». И прежде, чем помолиться о собаке, задумайтесь, о чем еще вы просите Бога? Если только о своей любимой собачке, то это кощунственно. Но если вы выходите на соревнование или на службу со своей собакой, то, конечно, будет лучше, если вы вместо суеверного плевка через левое плечо и пожелания «ни пуха ни пера» попросите Божьего благословения.
Собаководы часто бывают суеверными людьми: завязывают собакам цветные ниточки «от сглаза», не ходят на выставки 13 числа… Доброе дело нужно начинать с краткой молитвы — «Господи, благослови». Часто люди в бесовщину, сглаз и прочее верят, но забывают, что без Божьего попущения ничего не бывает. Получается, что в черта верим, а в Бога — нет.
— Правда ли, что храм освящают заново, если туда забежала собака?
О. В. Неправда. Это предрассудок. В уставе сказано, что храм осквернится, если в алтаре родит жена* или животное. Кстати, женщинам детородного возраста запрещено входить в алтарь, хотя пожилые монахини могут получить такое право. Ситуацию, когда в алтаре может ощениться собака… мне трудно представить. В этом случае храм освящают заново. Я о таком не слышал. Очень часто случается, что церковь окропляют святой водой, когда туда забредают коровы или собаки. Эта благочестивая традиция существует более для успокоения мнительных прихожан.
 
09.02.2008
7 606
— Существуют ли правила, регламентирующие содержание собак?
О. В. По твоей просьбе я обратился к первоисточникам: сборникам правил, типикону*, соборным постановлениям. Одно мне удалось найти — христианам запрещается есть с собакой пищу за одним столом и из одной посуды.
— Отец Владислав, а Ваша собака была на выставке?
О. В.: Да, дочка водила и что-то там такое важное получила… какой-то титул. Счастью не было предела! Но я ее сразу щелкнул по носу — не гордись, не тщеславься.
— А можно ли посещать выставки в дни церковных постов и праздников?
O.В.: Вопрос не однозначный. Для моей дочери существует правило: хочешь посетить выставку в воскресенье — встань пораньше и сначала «отдай Богу богово». Она идет на раннюю службу в 6 утра, а после — на выставку. Думаю, что для верующих людей это может быть хорошей практикой. Что касается постов… Я помню. как в нашем городе проводилась международная выставка в двунадесятый* праздник Успения Божьей Матери. И меня это покоробило… Весь православный мир скорбит о кончине Богородицы, совершается чин Погребения, и в то же время — выставка, «тусовка».
Наверняка шампанское пьют, «ура» кричат… Конечно, не многие знают о б этом празднике, но организаторы могли соблюсти традиции, назначить выставку на другой день и не вводить людей в грех. Выставки — мероприятие зоотехническое, без них не может быть собаководства как отрасли. Но для многих владельцев выставка — самоцель, ярмарка тщеславия. На выставках люди ведут себя очень по-разному: одни деловито, спокойно; другие — как истерики, дают волю страстям, рыдают, с ума сходят, входят в раж, оскорбляют судей и друг друга. Думаю, что вот этим, последним, собаководство противопоказано.
О. Г.: Мы трудимся в посты на своей работе. Никто же в «глухой затвор» не уходит, живя в миру. Для кого-то выставки — это тоже работа. А для тех, кому это развлечение, я бы дал совет: уж если пришли, ведите себя поскромнее. В великие церковные праздники — Рождество, Пасху, посещать «ристалища» грешно.
— Я, как любитель, готова пытаться «реабилитировать» собаку в глазах церкви, но мои доводы греют душу только таким же любителям, как я. Большинство «церковных бабушек» меня и слушать не хотят. Ни того, что в Киеве на фресках изображены охотничьи собаки (в сцене охоты святого князя Владимира), ни того, что канонизированная царская семья имела собак-любимцев. Ни того, что мой прадед — священник, расстрелянный в 1937 году, — имел собак и любил их. Моя бабушка до сих пор помнит, как их пес Гектор в страшный голод 1921 года буквально спас от голода детей, когда приволок в дом тушку мороженого гуся, украденную в военном обозе. Поэтому я Вас очень прошу сказать похвальное слово собаке, или хотя бы слово в ее защиту.
 
09.02.2008
7 606
О. В.: Собака ни в чем не провинилась перед человечеством. В ее дурной репутации повинны люди.
О. Г.: Собаки и другие домашние животные служат человеку. Собаки бывают сторожевые, военные, кто-то охраняет двор, кто-то ищет раненых, кто-то служит на границе. Животные — наши пленники, мы обязаны заботиться о них. Я консервативен и считаю, что собаку иметь в квартире непрактично и негигиенично. Собака должна жить во дворе дома, там, где скот, птица. Но я освящу квартиру по просьбе хозяев, даже если там живет собака вместе с людьми. Даже если две собаки. Но освящу таким чином, каким освящают… скотный двор, коровник, подсобное помещение.
— Есть ли, по Вашему мнению, душа у собаки?
О. Г.: Священное писание говорит о том, что душа у животных есть. Но какова судьба этой «скотской» души — мы не знаем. Писание не отвечает на этот вопрос и даже прямо указывает на то, что людям не дано этого знать.
Но в апокрифах есть описания райских животных и птиц редкой красоты.
Может быть, это души наших земных животных? Тех, что нам служат на Земле сегодня?
— Благодать отступает от «запаха псины»?
О. Г.: Дух Божий дышит, идеже хощет*… Как мы, земные, ничтожные люди смеем рассуждать о том, «боится» ли Господь собаки? Это чисто человеческие измышления. Не «запах псины» противен Богу, а дух корысти, наживы, злобы.
— Отец Геннадий, вопрос лично к Вам. Если бригада спасателей МЧС или отряд ОМОНа с собаками попросят Вас отслужить молебен при отправке на место службы, Вы отслужите его? Можно ли служить молебен отряду проводников с собаками?
О. Г.: Наличие животных рядом с людьми не послужит препятствием. В храм собакам войти нельзя, но молебен на улице, на вокзале я, конечно, отслужу. Ведь мы молимся о благополучном исходе доброго дела, а собака — это только орудие в руках человека.
— Что предпринять человеку, столкнувшемуся с неприятием священниками его увлечения собаководством?
О. Г.: Каждый священник — человек. Нет на земле ангелов среди священства. Поэтому, прежде всего, не обижаться на слабости или непонимание батюшек. Не представлять себе, что «поп Иван» конечная инстанция Церкви. Просто пойти к другому священнику, а непонимающего пожалеть, пожалеть его слабость. Попытаться найти понимание в другом храме. И думать о себе, своих грехах, не осуждая никого. Комментарии к «Бесу в православной шкуре»
 
09.02.2008
7 606
Коментарии к cтатье:
* Моя работа — много лет я работаю менеджером по продаже православной литературы в одном из крупнейших издательств этой направленности.
* Ортодоксы — ортодоксальный, буквально — правоверный. Ортодоксами принято называть людей, проявляющих крайние формы религиозности.
* Ничтоже Сумняшеся — церковнослав. Нисколько не сомневаясь.
* Лоно Авраамово — в древнееврейских текстах место обитания душ усопших праведников.
* Артос — православная святыня. Хлеб, освященный особым образом. Раздается верующим один раз в году в воскресенье, следующее за Пасхой.
* Агиасма — православная святыня. Крещенская святая вода.
* Поклонный крест — православная святыня. Большой крест с распятием. Водружается в память каких-либо значительных событий, на въезде в город, на местах сражений и т. п.
* О всех зде ныне… — церковнослав. О всех здесь и ныне.
* Скала Гадаринская — местность, на которой в Евангельском повествовании Господь исцелил бесноватого, повелев бесам покинуть его.
* Пустынь — пустынное место, скит. Удалено от поселений и монастырей. Предназначено для одинокой и молчаливой жизни святых подвижников, отошедших от мира.
* Требник — сборник священнических молитвословий. По требнику священник совершает молебны и т. п.
* Жена — здесь, женщина.
* Типикон — свод церковных правил и уставов.
* Двунадесятый — Двунадесять. Церковнослав. — Двенадцать главнейших праздников в церковном году. Тринадцатый — Пасха — стоит особняком и именуется Праздников Праздник.
* Идеже хощет — Где хочет, где считает нужным. Церковнослав.
Материалы Елены Типикиной PR- менеджера ООО "КПЦ "АТАМАН"
 

Иришка

Тверская область
04.12.2007
12 147
www.allfoursennenhunds.ru
Город
Тверская область
А мне интересно стало: с песьей головой есть святой (христианский), а есть ли святые в облике других животных?
 
09.02.2008
7 606
Сюда можно перенести обсуждения из темы о пристройстве. На мой взгляд, там было сказано много интересного.
 

Стешка

Московская область
14.03.2010
4 523
www.berndog.ru
Город
Московская область
Ой, какая душевная тема, да еще и в пост!
Мы с мужем люди православные, и живя с собаками, долгое время терзались вопросом, не оскверняем ли мы жилище, не совершаем ли грех. А несколько лет назад мне попалась небольшая книжечка.

Автор: Иеромонах Серафим( Параманов)
Вот некоторые выдержки на эту тему.
Один из самых распространенных вопросов задаваемых священнику, - можно ли держать в доме или квартире, собаку? Этот вопрос возможно потому и возникает столь часто, что на него отсутствует прямой ответ, как положительный, так и отрецательный. Случается, что некоторые священники вменяют прихожанам во грех содержание собаки в доме, ссылаясь при этом обычно на "традиции" или мнение "отцов"... Другие священники, напротив, не видят в этом ничего плохого, на том основании, что имеющиеся в нашем распоряжении догматические и символические тексты, выражающие веру и учение Православной Церкви, не выносят никакого запретительного суждения о собаках.
Предание о недопустимости нахождения собак в квартире и иных помещениях, где находятся иконы и другие святыни, относится к "околоцерковным". Возникает вполне резонный вопрос: а в чем же виновата собака и каким образом она может помешать благодати Божией? Видимо людям, придерживающимся такого мнения, недостаточно Господних слов, сказанных апостолу Петру, а именно:" Что Бог очистил, не почитай нечистым"(Деян.10,9-15), постановления Апостольского собора, отменившего необходимость соблюдения христианами ветхозаветного закона, в том числе, делящего животных на "чистых" и " нечистых" ( Деян. 15, 24-29).
Святая Церковь за всю свою двухтысячилетнюю историю не посчитала нужным внести прямым образом такой запрет. А что не запрещено, то, как известно, разрешено.
 
Последнее редактирование:

ДмитрийА

Череповец
20.04.2009
3 763
Город
Череповец
забавно,беременную женщину прировняли к грязному животному ! Нет дети конечно от бога и бог есть любовь ,но вот если конфуз случится в альтаре ,то храм придется освящать заново!!! Вообщем как всегда, мешанина дремучей древности притянутая за уши к современности ! Не хотел оскорблять верующих , но таково моё понимание !
 

tatctar

Москва
30.05.2010
27 473
www.kennelmosstar.com
Город
Москва
А вот выдержки из истории происхождения кавалера кинг чарльз спаниеля, вот уж древних английских королей нельзя обвинить в несоблюдении церковных правил:
"Предписание ,написанное в старой Англии для королевы рекомендует её держать "a comfort dog" (сейчас известную как кавалер Кинг Чарльз спаниель )на коленях во время холодов.
Считается,что качество отдыха заметно повышается когда кавалер мирно дремлет на коленях.
История рассказывает нам,что короля Чарльза второго редко видели без двух-трех Кингов.Так велика была его любовь к своим маленьким питомцам ,что он не мег расставаться с ними надолго.Поэтому был издан указ,что Кинг Чарльз спаниел ь должен быть принят в любом общественном месте,в том числе в палатах парламента ,куда животные ,как правило,не допускаются.В Англии этот указ действует до сих пор."
 

Larisa

Москва, Марьино
15.08.2010
53 876
Город
Москва, Марьино
ДмитрийА,
Вы меня простите пожалуйста,но у меня огромная просьба - относитесь с уважением к другим людям! свою точку зрения высказывайте так, чтобы никого не обидеть и не оскорбить.
 

ДмитрийА

Череповец
20.04.2009
3 763
Город
Череповец
Quote (Larisa)
тобы никого не обидеть и не оскорбить.

дак я как бы написал ,что без обид ,таково моё прочтение ! Я одинаково хорошо отношусь и к верующим трех религий и к беременным и к любым животным , просто подметил очередные нестыковки в толкованиях батюшек !
 
Последнее редактирование:

Иришка

Тверская область
04.12.2007
12 147
www.allfoursennenhunds.ru
Город
Тверская область
Quote (tatctar)
А вот выдержки из истории происхождения кавалера кинг чарльз спаниеля, вот уж древних английских королей нельзя обвинить в несоблюдении церковных правил:

Они не православные...
Но, вспомните, дворяне очень часто держали у себя дома собак. И часто это было описано в литературе. Например, "Дама с собачкой"
А раньше бы за отступление от канона по голове не погладили бы.

Так что все эти рассуждения о том, что собака нечистое животное и ей нельзя жить в доме идет от современных ортодоксов от религии.
 

tatctar

Москва
30.05.2010
27 473
www.kennelmosstar.com
Город
Москва
Quote (Иришка)
Они не православные...
Англичане такие же христиане.
Христиане делятся на католиков, православных и протестантов. В 1054 году произошел раскол между Римом и Константинополем.Раскол имел множество причин: обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквями, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения (латынь в западной церкви и греческий в восточной. Но все религии основываются на Ветхом Завете.
И если уж английским королям можно было держать собак во дворцах и пускать их в парламент, то нам плебеям тоже можно

Так что негативное отношение к собакам со стороны некоторых представителей церкви, есть ни что иное как обычное бытовое мракобесие!
 

гамми

Московская область,город Лобня
16.11.2008
322
Город
Московская область,город Лобня
Если бог создал собаку значит так нужно! Сколько любви и добра они принесли людям! Религия вещь противоречивая и кто писал бибилию или коран неизвестно. Бог есть,а религия это опиум для народа вот и всё. НЕ можетбыть добро и любовь без божьей искры. И пусть церковь считает как хочет.хотя сами от услуг собак не отказываются.Глупости всё это..
 

Larisa

Москва, Марьино
15.08.2010
53 876
Город
Москва, Марьино
Quote (гамми)
И пусть церковь считает как хочет.

Скорее люди трактуют как хотят, а не Церковь считает...
 

Иришка

Тверская область
04.12.2007
12 147
www.allfoursennenhunds.ru
Город
Тверская область
Quote (tatctar)
Англичане такие же христиане.

Я это знаю.
Я не писала, что они не христиане. Я написала, что они не православные. Во всех христианских религиях есть нюансы в поведении верующих. Даже греки (самые близкие к нашему православию) имеют свои каноны.
Например, у них женщине с непокрытой головой можно посещать церковь, у нас по канону на ней должен быть головной убор. И свечки у них в церкви лежат бесплатные, а не продаются как у нас.
Нюансы штука тонкая.
 

Селена

Ленинградская область
05.05.2008
1 493
Город
Ленинградская область

Святой Христофор.
 

CLIA

Красноярский край,Железногорск
17.04.2010
1 754
Город
Красноярский край,Железногорск
У Св.Христофора была волчья голова...Ближайшего предка некоторых видов собак.
 

Селена

Ленинградская область
05.05.2008
1 493
Город
Ленинградская область
Да...конечно, но не кошачья же..
А вот еще собачка спит у ног Семи отроков Эфесских.
 

Селена

Ленинградская область
05.05.2008
1 493
Город
Ленинградская область
А это уже православная трактовка в отличие от мусульманской миниатюры....Собачка не ушла, не бросила...
 

БухЛор

МО, г.Лобня
07.06.2010
40 852
Город
МО, г.Лобня
А я недавно услышала фразу(то ли Библия, то ли Псалтырь), что Иисус говорил: "Не человек для закона, а закон для человека!" т.е., если закон мешает жизни человека=надо менять закон, а не приспосабливаться к нему! так что я ваще теперь живу в радость себе: хочу работаю, хочу отдыхаю
 

Юна

Красноярск
31.10.2010
7 989
Город
Красноярск
Девочки, а вот интересно.. неужели же кому то и правда важно ЧТО думает о бесе в собаке тот или иной поп-посредник между Богом и человеком?
Вот абсолютно уверена, что Богов данный вопрос вообще не занимает
 

БухЛор

МО, г.Лобня
07.06.2010
40 852
Город
МО, г.Лобня
Юна, привет, бесплатное приложение к АРГУСУ!!!!!
(мы тута все такие и даже не странно
)
Мне, лет 15 назад соседка рассказывала, как её батюшка в поезде ругал за то, что держат собаку в квартире, а я тогда вспомнила рассказ своей приятельницы, когда она с мамой была на Валааме... Она была в брюках и осталась у машины, а мама пошла в монастырь. Проходит мимо батюшка и спрашивает:
-А ты почему не идёшь?
-Я в брюках, батюшка...
-Зато со смирением в душе! Иди.
Собственно, тогда разговор начался о служителях: кто ездил к Матронушке Московской, то почти все отмечают, что служители ведут себя там, как бы помягче сказать.... не корректно(ооооооооочень мягко!!!!!) Не приятно... очень не хорошо выглядит...
Так что я теперь за ПОМЕНЯТЬ ЗАКОН!!!
 

Юна

Красноярск
31.10.2010
7 989
Город
Красноярск
Quote (БухЛор)
Юна, привет, бесплатное приложение к АРГУСУ!!!!!

Аха!!! Была уже инкогнито у нас!!!

БухЛор! ПРИВЕТИЩЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Ужасть как рада, что ты вернулась

Quote (БухЛор)
Так что я теперь за ПОМЕНЯТЬ ЗАКОН!!!

Я тоже за любой кипишь