МАЛЕНЬКИЙ КУРС ДРЕССИРОВКИ

Тема в разделе "Выбор щенка, первые дни в доме", создана пользователем Сурепка, 19 фев 2008.

  1. МАЛЕНЬКИЙ КУРС ДРЕССИРОВКИ ИЛИ КАК ОСТАТЬСЯ ХОЗЯИНОМ В СОБСТВЕННОМ ДОМЕ (Джулия Фуа)
    Кот, сидящий у вас на коленях и делящий с вами порцию "фуа-гра", собака, раскрывающая под елкой предназначенные ей пакеты. Таким картинам во Франции удивляться не приходится: 25% кошек и собак получили подарки к Рождеству, а 15% приняли участие в праздничном ужине. Место домашнего животного в нашем обществе радикально изменилось. Часто оно выступает в роли ребенка, друга, брата, нежной половины. В результате животные "садятся на голову", и последствия не заставляют себя ждать: разгром в доме, мокрый ковер, следы зубов и когтей повсюду, где их только можно было оставить. Прежде чем отправлять вашего питомца к его товарищам по несчастью в приют, ознакомьтесь с небольшим перечнем рекомендаций по воспитанию собак и кошек, вышедшим под редакцией Моники Бурден, ветеринара и специалиста по поведению животных. Принцип номер один: разница между животными "социальными" и "территориальными". Собака – животное "социальное". Она приспособлена для жизни в стае, где действуют отношения подчинения. Это составляет этограмму животного, или, говоря иначе, его базовое поведение. "Чтобы справиться с ним, – поясняет Моника Бурден, – нужно установить эти иерархические отношения во всем – в кормлении, определении места сна и контактах. Это единственный способ добиться от животного порядка и сделать его мирным". Иначе все пропало: в нем может проснуться жестокость. И вообще, животное нуждается в "объекте привязанности", человеке, которому оно сохранит вечную верность и преданность. Кошка привязанности не знает. Она – животное "территориальное". Единственное, что ей нужно – это возможность помечать означенную территорию. "На все остальное ей совершенно наплевать", – подчеркивает Моника Бурден. Кошка намного труднее поддается дрессировке. Принцип номер два: иерархия в быту. Собака ест два раза в день, но всегда после хозяина. Если собака оставляет еду в миске, это сигнал: "Я закончила завтрак, остальное – тебе". Большое спасибо. Миску нужно обязательно убрать. "Когда вы идете спать, непреложное правило – ложиться раздельно", – категорически настаивает Моника Бурден. Если собака спит в вашей постели, она начинает считать себя равной хозяину и соответственно вести себя на протяжении всего дня. Корзину нужно ставить в такое место, из которого животное не может за всем следить и все контролировать. "Ничего страшного, если собака повалялась на кровати в ваше отсутствие. Но она должна слезть с нее, как только будет застигнута за этим преступлением". То же касается и ее общения с хозяином. Если ваш пес подходит к вам в ожидании, что с ним поиграют или его приласкают, "отгоните его и позовите минут через пять: инициатором контакта должен быть хозяин. Человек – не ласкательная машина в подчинении у своего любимца", – поясняет ветеринар. С кошкой "все проще, она ест, когда хочет, и спит, где хочет", – продолжает Моника Бурден. С ней вопрос об иерархии не стоит. Напомним, что кошка – это хищник, который должен иметь возможность схватить добычу в любой момент. Поэтому миска для еды всегда должна быть полной. То же касается игрушек: пластмассовые мячики и поролоновые мышки всегда должны быть в распоряжении месье. Или мадам. Принцип номер три: действие, реакция, наказание. Собака нечистоплотна? Возможны два варианта: либо это взрослая собака и мочится в заранее выбранные цели, например, в ботинки вашего возлюбленного, который "вторгся" в дом. Тогда это все та же проблема иерархии. Нужно поставить собаку на место – через пищу, место для сна и ласку. Либо это щенок, который гадит где попало. В этом случае можно говорить о сверхпривязанности. "Приучите его к вашему отсутствию, совершенно не обращая на него внимания за пятнадцать минут до вашего ухода и в течение пятнадцати минут после прихода". Ваша собака ворчит? "Нужно реагировать очень быстро: собака почувствовала власть, что может оказаться очень опасно". Она всего боится – улицы, других собак, людей? "Самое главное – не утешайте ее: так вы еще больше укрепите в ней чувство тревоги. Продолжайте спокойно сталкивать ее с тревожными ситуациями", – советует Моника Бурден. С кошкой соблюдайте только одно правило: "Никакого прямого контакта при наказании: оно должно буквально падать с неба. Запустите в нее туфлей или обдайте ее водой". Животному будет все ясно. Принцип номер четыре: граница не должна быть слишком непроницаемой. Цель состоит не в том, чтобы научить животное поднимать лапу, когда вы щелкнете пальцами. Речь идет лишь об установлении спасительной границы между человеком и животным. О том, чтобы успокоить пса, который, оскалясь, не пускает вам в кровать, или кота, который царапает когтями все, что движется. Лишь властный хозяин способен утихомирить агрессивное животное. Чтобы избежать худшего, лучше начать воспитание раньше. "Соблюдайте с самого начала несколько основных правил, и в вашем доме будет мир", – утверждает доктор Бурден. Опубликовано на InoPressa http://www.inopressa.ru/
     
  2. ПУТЬ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ.
    (Валерий Варлаков)
    Чтобы грамотно воспитывать щенка, нужно его понимать. Поэтому одной из важнейших проблем, с которыми сталкивается начинающий собаковод, является проблема взаимопонимания. Эту проблему можно разрешить лишь научившись общаться с собакой. Полноценное общение предполагает не только искренние отношения между партнерами, основанные на тесном психоэмоциональном контакте и доверии, но и непрерывный, целенаправленный обмен информацией.
    Многие считают, что с собакой нужно общаться только посредством нормативных команд, отрицая тем самым се способность к логическому осмыслению окружающего мира и происходящих событий. По моему мнению, эта точка зрения ошибочна. При правильном воспитании, ориентированном на развитие мозга, собака способна понимать значения сотен слов независимо от их интонации. Собаки понимают не только смысл слов и интонаций, но и поведение человека в целом, его направленность. Наша мимика, жесты, те или иные действия, движения и эмоции анализируются четвероногим партнером и сопоставляются с событиями, затрагивающими его интересы. Так как положительные и отрицательные воздействия хозяина, направленные на собаку, имеют для нее, несомненно, особенно важное значение, их характер также подвергается тщательной оценке и изучению. Как же сделать так, чтобы между вами и собакой было взаимопонимание? Ответ прост: с вашим питомцем надо разговаривать так, как если бы вы общались с маленьким ребенком.
    В начале воспитания щенка ваши слова будут мало информативны, а вот язык жестов, интонаций, мимики, направляющих и объясняющих движений и особенно эмоции несут ему достоверную и полезную информацию о ваших намерениях, а также о том, что одобряется вами, а что нет. Вспомните! Ведь и для маленького ребенка в первые годы жизни слова мало что значат. Если вы будете терпеливо, последовательно и правильно сочетать слова с "немым языком" и он будет достаточно красноречив, то ваша собака день ото дня будет знать все больше и больше слов. Ей станут знакомы многие ситуации из вашей совместной жизни, более понятны ваши требования, причем при формировании и отработке каждого нового навыка этот "язык" (жестов, интонаций, объясняющих слов, команд и т.д.) будет обогащаться новыми элементами. Вы, в свою очередь, наблюдая за собакой, пытаясь понять ее устремления, тоже увидите много того в ее поведении, чего раньше просто не замечали. В результате взаимопонимание между вами и собакой будет улучшаться. Средства воздействий, применяемые человеком по отношению к собаке, при правильном их использовании также выполняют роль носителей вполне определенной информации о намерениях дрессировщика и тем самым способствуют общению и улучшению взаимопонимания в процессе обучения. Вот для чего начинающему собаководу необходимо знать основные правила их применения.
    ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИМЕНЕИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ
    Положительные воздействия должны совпадать по времени с каким-либо действием собаки и вызывать у нее при этом положительные эмоции. Они увеличивают вероятность появления нужного поведения; к ним-то и стремится собака при обучении. В качестве положительного воздействия (подкрепления) можно использовать пищу, ласку, лакомство, игру, то есть все то, что доставляет собаке радость и удовольствие. Особое место среди положительных воздействий занимает социальное одобрение действий собаки. Другими словами, своевременная радость хозяина (искусственно усиленные, но искренние положительные эмоции) за успехи собаки выполняет роль эффективного подкрепления. Однако подкрепляющие свойства положительных воздействий этого типа зависят от того, насколько дрессировщик социально значим для своего воспитанника.
    Отрицательные воздействия - такие, которые совпадают по времени с каким-либо действием или предваряют его и вызывают у собаки отрицательные эмоции. Эти воздействия, вызывая у собаки неприятные ощущения, а подчас и боль, призваны сформировать у нее желание избежать повторного совершения данного действия. В качестве отрицательных воздействий можно использовать рывки поводком (различной силы) и другие неприятные для собаки, адекватные воздействия. Своевременное эмоциональное неодобрение хозяином действий воспитанника следует также отнести к эффективному отрицательному воздействию. Однако действенность отрицательного эмоционального воздействия зависит от иерархического статуса владельца по отношению к его питомцу. Отрицательные воздействия должны прекращаться сразу же, как только прекратилось нежелательное действие собаки. Это позволяет ей активно избежать неприятностей и понять смысл ваших требований. В начале обучения используют многократные, слабые, объясняющие воздействия, а после того, как собака уже понимает смысл поставленной задачи, они становятся более редкими, но сильными, наказующими. Неприятные воздействия нужно строго дозировать (по силе и длительности); при отработке приемов общего послушания они не должны вызывать у собаки ни страха, ни агрессии.Воздействия должны производиться в момент совершения собакой действия или сразу после него, иначе их применение малоэффективно. Это объясняется тем, что, помимо приятных или неприятных ощущений, положительные или отрицательные воздействия несут собаке еще и информацию о том, что именно в ее поведении нравится дрессировщику, а что нет. Поэтому запаздывающие воздействия - наигрубейшая ошибка дрессировщика, приводящая к непониманию. При правильном применении положительные и отрицательные воздействия служат на благо собаке и ее хозяину, улучшают взаимоотношения между ними. Неправильное применение этих воздействий ведет к обратному результату и наносит подчас непоправимый вред. Режим применения воздействий в процессе обучения должен изменяться. В начале формирования навыка стопроцентный режим воздействий, а затем вероятностный (в этом случае подкрепление дается не каждый раз, а в случайном порядке). Когда собака получает пищу или игру во время дрессировки в случайном порядке, ее заинтересованность в выполнении навыка резко возрастает, а у дрессировщика при этом появляется возможность отбирать и закреплять желаемое. Наказание, в отличие от своевременных отрицательных воздействий, производится уже после совершения нежелательного действия, то есть когда собака уже достигла какого-то результата, нежелательного для дрессировщика: подобрала и съела лежащий на земле корм, подралась с другой собакой, набедокурила дома и т.д. Бытует мнение, что собаку наказывать бессмысленно, потому что она к моменту наказания забывает проступок, который совершила ранее. Это не так. Тот, кто много общался с собаками, знает, что они на протяжении многих часов прекрасно помнят свои "преступления", однако не в силах удержаться от многочисленных повторов их совершения. Подчас даже самые жестокие наказания не уберегают владельца от повторения "сюрпризов". Хорошим примером для понимания этого явления может быть такая дурная привычка людей, как курение табака. Все курящие знают, что курить вредно, наказание (плохое самочувствие и сокращение жизни) неотвратимо. Однако курят... Почему? Да потому, что наказание будет когда-то в будущем (потом), а удовольствие они получают в процессе курения, то есть сейчас. На мой взгляд, наказывать собаку нужно в том случае, когда нет возможности воздействовать на нее своевременно. Наказание должно быть не очень сильным (не болезненным), но длительным (многократные воздействия) и эмоционально-насыщенным, То есть неудовольствие от наказания, за счет его длительности и эмоциональной напряженности, должно хотя бы частично компенсировать то огромное удовольствие, которое собака получила, совершив то или иное безобразие. И все-таки, если позволяют условия, собаку желательно не наказывать, ведь своевременные отрицательные воздействия, используемые для коррекции поведения, во много раз эффективнее наказания. Так как собака получает удовольствие сразу после совершения проступка, а наказание следует по прошествии некоторого времени, оно мало эффективно. Для достижения более эффективного взаимодействия между человеком и собакой в процессе обучения и дрессировки, а также с целью "интеллектуального развития щенка, целесообразно использовать специальные методы формирования "языка".
    МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ЯЗЫКА ОБЩЕНИЯ
    Успех обучения зависит от скорости обмена информацией между дрессировщиком и собакой. Быстрое, своевременное чередование положительных и отрицательных объясняющих воздействий позволяет опытному воспитателю без каких-либо дополнительных слов объяснить собаке предъявляемые к ней требования. Однако для начинающего дрессировщика подчас это очень сложная, трудноразрешимая проблема. Движения и действия собаки настолько быстро сменяют друг друга, что "поймать" момент подкрепления ему не всегда удается. Помимо этого, при работе с собакой не всегда целесообразно или возможно воздействовать на собаку в нужный момент (например, когда она находится на удалении от хозяина), однако именно такая своевременность необходима, чтобы объяснить собаке, что она делает правильно, а что нет. Для этой цели я применяю специальные направляющие и объясняющие слова и звуки (сигналы), которые имеют для собаки вполне определенный, конкретный смысл. В целом, общение с собакой с помощью специальных сигналов напоминает известную детскую игру, в которой употребляются слова: "Тепло", "Теплее", "Еще теплее", "Горячо"; "Холодно", "Холоднее", и т.п. В качестве направляющих используются любые эмоционально-окрашенные слова, настраивающие собаку на действия, активизирующие ее на взаимодействие с дрессировщиком, Например, "Работай!", "Давай, давай, давай" и т.п., а также полукоманды типа "Иди сюда", "Вот сюда", Садись", "Ложись", "Вставай" и т.п. Эти сигналы не должны означать для собаки обязательного выполнения какоголибо навыка, в соответствии с нормативом, а выполняют лишь вспомогательную роль на стадии обучения, и в дальнейшем используются и при повседневном общении с собакой. Объясняющие слова, используемые при обучении, бывают нескольких типов и в зависимости от их функционального назначения имеют различную смысловую нагрузку.
     

Поделиться этой страницей