Тут два момента.
Первый - щенки в помёте у заводчика. Формирование отношений.
Второй - щенка взяли из помёта. Новая "стая" - формирование новых отношений.
В первом случае важную роль играет опыт.
Изначально я с первых минут появления щенков на свет стараюсь уделять много внимания. Уже с первых дней они знают мой запах, мои руки. Мягко, но уверенно совершаю с ними все необходимые манипуляции (осмотр, ощупывание, переворачиваю как мне необходимо, перекладываю). По мере роста щенки воспринимают меня как неотъемлемую часть их жизни. Максимально прилагаю усилий к социализации. Привлекаю родственников, друзей, друзей друзей. Соответственно с соблюдением необходимых, так сказать, санитарных норм. К сорока пяти дням щенки уже знают, что есть люди, есть чужие люди, есть дети разные и они совершенно не опасны. Достаточно активно идут на контакт, общаются, играют.
Я каждый день щенков оглаживаю, провожу некое подобие массажа, расчесываю. Сначало на коленях, по мере роста на грумеровочном столе. Осматриваю глазки, ушки, зубки. Тем самым приучаю щенков спокойно относиться к осмотру и даю понять, что я сильнее и мне так нужно. Естественно всё это делается без принуждения! Постепенно, начиная от элементарного с каждым разом усложняя процесс, учитывая возростные возможности щенка. И обязательно по завершении занятия закрепление положительными эмоциями (вкусность, ласка, игра и т.п.) В этот период по мимо прочего начинется выработка выдержки. Много разговарию с щенками, общаюсь.
После прививок начинаю выносить щенков на улицу. Делать это лучше "кучкой". Малыши достаточно быстро адаптируются. В этот период как раз формируется рефлекс следить за старшим. Дети уже знают мой голос, приучены подбегать на зов. И на улице я переодически их подзываю, привлекаю внимание, заставляю двигаться в нужном мне направлении. Мама щенков самый первый помощник. Как правило на прогулках я не стою на месте, а передвигаюсь. И щенкам невольно приходится следить за нами с сукой, что бы не потеряться. Инстникт стаи в этот период достаточно сильный.
Когда щенок уже попадает в новый дом, у него остаётся потребность в стае. Первые дни он "работает" хвостиком одного из домочадцев. Обычно это человек, который щенка привёз, т.е. был рядом в первые моменты отлучения от мамы. Для щенка он является связующим звеном между прошлой жизнью и новой.
В этот период важно уделять щенку много внимания, общаться с ним, гулять. При этом не забывать регулярно напоминать, что владелец главный. Аккуратно, но твёрдо и уверенно ежедневно осматривать щенка, проверять уши, зубы, ощупывать, расчесывать. Хотя бы просто проводить по всему корпусу расческой, добиваясь спокойного отношения и добиваясь что бы щенок определенный период стоял во время всех этих процедур. Постепенно увеличивая время выдержки. И опять таки, все мероприятия владельца заканчиваются положительными эмоциями для щенка!
Когти я щенкам начинию подстригать с первой недели. Делаю это регулярно по мере необходимости. Часто просто беру щенка и иммитирую процесс маникюра, так что проблем с обрезанием когтей у моих собак ни когда не было. Главное, делать всё аккуратно, не причиняя боли.
На прогулках с щенком в первое время важно постоянно находиться с лакомством и любимыми игрушками. Своих собак я редко вожу на поводке. Только по необходимости. (Вывести-завести из дома, перейти дорогу, в городе на многолюдных улицах). Стараюсь постоянно давать щенку свободу и провоцирую во время прогулки не терять меня из вида. К ошейнику и поводку приучаю с первых выходов, но это лишь элемент занятий. Обязательно начало и завершение прогулки без поводка. По мере роста переходим на взрослый режим: вышли из подъезда, перешли дорогу к месту выхода и собака отпускается. Дальше активная прогулка с элементами дрессировки.