lenalu,
с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
ФГОС регламентирует вопросы реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), которая разрабатывается школой и состоит из двух частей: обязательной части (80%) и формируемой участниками образовательного процесса части (20%, туда входит и внеурочная деятельность).
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Иные возможные формы внеурочной деятельности приведены тут:
http://mon.gov.ru/dok/akt/8498/ При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
ФГОС предусматривает, что содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Но, как правило, эти «с учетом пожеланий» и «согласуется», есть ни что иное, как чисто формальное утверждение председателями родительских комитетов начальных классов того, что предложено школой.
Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).
Продолжительность уроков в начальной школе:
• в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
• во 2-4 классах – 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года:
• в 1 классе – 33 учебные недели;
• во 2-4 классах – 34 учебные недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).
Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:
• обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю;
• внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов (за 4 учебных года).
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.
Причем, самое интересное, что в ФГОС указано, что в целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения, и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации.
Все, что я привела выше, это для полного уяснения ситуации наших законодательных актов.
А «чисто практически» получается:
- ни один документ не содержит указания на то, что внеурочная деятельность является обязательной, некоторые родители просто позволяют ребенку не посещать их;
- но, чтобы не портить себе нервы (и чтобы это не сказалось на отношении пед. состава к ребенку) в этой ситуации лучше написать заявление на имя директора школы о том, что вы отказываетесь от посещения занятий, организуемых школой в рамках внеурочной деятельности, так как … и указываете причину (например, вы обеспечили своему ребенку посещение иных дополнительных занятий (вне школы), пропишите какие занятия он посещает, их расписание, если есть возможность, то также пропишите план/тематику этих занятий, или в качестве причины можно указать на особенности физического состояния или здоровья ребенка и т.д.). Это будет что-то вроде индивидуального учебного плана ребенка (фактически, вы одну внеучебную деятельность заменяете другой);
- имейте ввиду, что школа сама формирует распорядок учебного дня (и периодичность учебных и внеучебных занятий), внеучебные занятия бывают поставлены в расписании так, что пропустить их нет возможности. В таком случае лучше будет одновременно в заявлении на имя директора попросить (если есть возможность) изменить расписание с тем, чтобы внеурочные занятия проходили до или после уроков. Это сложно, но кто мешает хотя бы попытаться.
Если есть педагоги на форуме они еще что-то могут подсказать.