У меня со старшим берном в детстве была пара эксцессов с погрызенными стульями и тапками, но за тот месяц, что я привезла его домой и сидела с ним в отпуске, мне удалось ему объяснить, что можно грызть, а что - нельзя. Делала это просто - очень тщательно наблюдала за ним, и любую попытку тронуть неположенное (или залезть носом куда не следует) пресекала строгим "Нет!", а когда он прекращал нежелательное поведение, предлагала ему игрушку-погрызушку или вкусняшку с веселым "Да!". Есть даже из своей миски ему всегда можно было только после разрешающей команды, которая дается после того, как собака спокойно сядет рядом и сконцентрируется на мне, а не на еде.
По итогу получилось, что собака четко знает сферу дозволенного, и сейчас его без преувеличения можно оставить с любой соблазнительной едой наедине (в том числе с кошачьей миской, которая у нас стоит как раз на уровне его носа) - он без разрешения не берет ничего, потому что в нем всегда поощрялось это поведение. Я и сейчас, если вижу, что он косится одним глазом, например, на кусок мяса на столе, у него слюни текут до пола, но он старательно отворачивается и демонстративно ложится в стороне (тяжело при этом вздыхая
) - стараюсь всегда подкреплять его маркером "Да!" + бурной похвалой и щедрой вкусняшкой.
Сейчас у меня еще поселился щенок бельгийской овчарки малинуа рабочего разведения. Кто видел, тот знает - это вечный энерджайзер, ей всегда всё интересно и всегда больше всех надо
С ней стараюсь действовать по той же схеме, но пищевая и игровая мотивация у нее в разы сильнее, чем у берна, поэтому ей труднее удержать себя в лапах и процесс проходит медленнее. Сидеть с ней круглосуточно дома и контролировать ее поведение, чтобы подкреплять правильное и не закреплять неправильное, я не могу, и в ее случае мы воспользовались самым логичным и простым способом - в доме появился просторный пластиковый бокс с мягкой подстилкой и игрушками, где мой грызун и отдыхает днем в ожидании моего прихода. Щенка к боксу приучала постепенно (методики легко найти в интернете), по итогу она его воспринимает как свой дом - тащит туда игрушки и вкусняшки и залазит в него сама при первом удобном случае.
Мое твердое убеждение - чтобы не портить контакт со щенком (когда вы приходите домой и видите уничтоженную обувь или мебель, вы вряд ли сильно радуетесь своему малышу и начинаете с ним играть и веселиться), проще с ранних месяцев приучить его к клетке, где его закрывать на то время, пока вы по объективным причинам не можете его контролировать. В этом случае он не получает негативного опыта неправильного поведения, и когда он перерастет период щенячьей любознательности, когда собака учится всему - и нужному нам как владельцам, и ненужному - этому опыту неоткуда будет взяться. Тем же малинуа во взрослом возрасте клетка не нужна, но чтобы щенку до этого возраста дорасти, она просто необходима.