смотите что я нашла по этому поводу
Выращивание щенка
Первые дни щенок будет беспокойно вести себя на новом месте. Это естественно. На ночь его надо хорошо накормить и уложить в удобное, теплое место. Нельзя брать щенка на руки или в постель, на кресла – это войдет в привычку и доставит вам впоследствии немало хлопот.
Независимо от того, где будет содержаться взрослая собака, щенок первые 3–4 месяца должен расти в постоянном контакте с людьми – членами вашей семьи. Это будет способствовать социализации собаки и нормальному формированию ее психики. Кроме того, щенку необходимо тепло, особенно в холодное время года. В квартире ему следует сразу же выделить место, вдали от проходов, обогревательных приборов и сквозняков. Оно должно быть светлым и удобным для щенка. Если условия не позволяют в дальнейшем перевести собаку во двор, место определяется с учетом того, что оно будет постоянным. Менять его не рекомендуется. На место кладут подстилку. Это может быть коврик, плотное одеяло или специально сшитый матрац, который удобно чистить.
При содержании щенка в квартире с ним следует как можно больше гулять, при содержании в вольере – как можно чаще общаться. Самая большая проблема, возникающая при квартирном содержании собаки – недостаток движений, отрицательно сказывающийся на ее общем физическом развитии, а самая большая проблема при содержании в вольере – дефицит общения с человеком, способствующий возникновению многих нежелательных привычек в поведении (например, привычка прыгать на хозяина, выражая тем самым неуемную радость, привычка лаять без причины и даже выть).
Если в семье есть дети, им следует разъяснить, как правильно обращаться со щенком. Общение детей с собакой полезно для обоих, но оно должно быть разумным. Прежде всего, нельзя переутомлять щенка продолжительными играми. Ни в коем случае не разрешайте детям брать щенка на руки, поднимать за лапы или за шкурку – это причиняет щенку боль и, обороняясь, он может укусить ребенка. Кроме того, неумелые детские руки могут уронить щенка и нанести ему серьезные увечья.
Взрослые также должны знать, что поднимать щенка за передние лапки или за шкурку нельзя. При необходимости это сделать, одной рукой поднимите щенка под грудь, другой – под задние лапки, прижимая их к животу. Спуская щенка на пол, надо донести все его четыре лапки до пола и только после этого отпустить.
Содержащийся в квартире маленький щенок нуждается в частых, но не длительных прогулках, имеющих цель социализации и приучения его к чистоплотности. По мере роста щенка сокращается количество прогулок, но увеличивается их продолжительность. По меньшей мере, три раза в день взрослую собаку следует выводить на прогулку, предоставляя ей возможность свободно побегать и справить свои надобности. Для этого достаточно 10–15 минут.
Независимо от того, где содержится собака – в квартире или вольере, один раз в день (предпочтительно вечером, перед кормежкой) ей необходимо предоставить более длительную прогулку, которую целесообразно совместить с элементами физического развития, тренинга, подготовки к выставке. Не лишними будут игры со сверстниками, которые вырабатывают смелость, сноровку, повышают самооценку собаки.
Как щенку, так и взрослой собаке должен быть предоставлен необходимый уход. Для этого приобретают специальную щетку с мелкими металлическими зубчиками, так называемую, “пуходерку”. Чистят собаку ежедневно, особенно в период линьки, которая обычно бывает два раза в год и продолжается около месяца. Эта процедура занимает не много времени, но она способствует поддержанию в чистоте шерсти животного, его опрятному внешнему виду, предотвращает появление неприятного запаха, предохраняет от кожных заболеваний. Одновременно с гигиеническими целями, эта процедура является массажем для кожи, способствует более интенсивному обмену веществ в организме животного.
Мыть щенка мылом, шампунем или другими моющими средствами без необходимости не следует. Это вызывает ломкость волос, появление перхоти, нарушение обмена веществ. Кроме того, с шерсти собаки смывается естественный жировой налет, что способствует более быстрому ее загрязнению, появлению неприятного запаха. Если, все же, появилась необходимость вымыть собаку, сделайте это при помощи специального шампуня для мытья собак (только не противопаразитарного!) и тщательно смойте теплой водой.
Возьмите себе за правило ежедневно после прогулки производить тщательный осмотр собаки. Загляните ей в рот, в уши, прощупайте и тщательно просмотрите голову, тело, лапы. Так вы всегда своевременно обнаружите застрявшую в десне кость, забравшегося в ухо клеща, забившуюся в шерсть колючку или порез на лапе и тем самым избежите серьезных осложнений, связанных со здоровьем собаки. Такой осмотр можно совмещать с ежедневной чисткой собаки. Ушные раковины следует периодически чистить, смачивая ватку перекисью водорода и хорошо отжимая ее (только при видимых загрязнениях ушей).
Если у собаки после сна закисают глаза, необходимо протирать внутренние уголки глаз ваткой или марлей, смоченной в кипяченой воде. Вопреки распространенному мнению, чаем пользоваться не рекомендуется, – он раздражает слизистую и вызывает еще большее закисание глаз.
Оставаясь один, щенок скучает и начинает грызть вещи, ножки мебели, особенно часто случается такое во время смены зубов (с 4 до 7 месяцев). Наказывать щенка за это бесполезно, особенно через некоторое время после содеянного. Надо подальше убирать вещи, обувь, а для щенка приобрести игрушки, деревянные палочки, которыми он мог бы забавляться.
С 2-3-х месячного возраста практически все щенки пытаются “попробовать зубы” на членах семьи – рычат, хватают за руки, охотятся за проходящими ногами. Если подобные игры не пресекать, такая форма поведения закрепится у подрастающей собаки и впоследствии принесет вам немало хлопот, рано или поздно потребуется коррекция поведения. Пресечение должно быть твердым, категоричным, но соразмерным с возрастом и устойчивостью психики щенка.
Когда щенок попадает в руки нового хозяина, он получает первый в своей жизни стресс, и необходимо позаботиться о том, чтобы такая перемена прошла для него как можно более безболезненно. В зависимости от того, в какие условия попадет щенок, могут по-разному сформироваться его наследственные задатки.
Будьте особенно внимательны к малышу, который достигает восьмой недели жизни. Исследования показали, что 8-я неделя — это период осторожности и опасения, так что если вы получаете вашего щенка в течение 8-ой недели, попробуйте не подвергать его острым шумам или жесткому обращению. В заботе, ласке, общении с человеком щенок особенно нуждается в первое время пребывания в новой среде. Именно в этот момент происходит установление контакта собаки с хозяином, на котором в дальнейшем будет строиться весь процесс воспитания, а затем и дрессировки. Таким образом, воспитание щенка начинается с момента появления его в вашем доме.
Вы должны учить щенка порядку без жестких физических наказаний. Когда он делает хорошо, вы говорите ему высоким и нараспев голосом что-то вроде «хорошая собака» – эти слова будут в последствии ассоциироваться у него с чем-то приятным. С другой стороны, он учится, что его плохие действия связаны со словами «нельзя», «фу», «брось» и т. п., которые надо произносить резким, низким голосом, выражая тем самым неодобрение. Некоторых упрямых щенков можно взять аккуратно за шиворот и встряхнуть, подобно тому, как делала их мать, когда они шалили.
Ко времени, когда у щенка сформируется нервная система, окрепнет психика и его можно будет начать дрессировать на площадке, у него должны быть выработаны дисциплинарные, специальные и защитные навыки, прививаемые в процессе общения с ним, во время прогулок и игр. Воспитание щенка ни в коем случае не должно строиться на принуждении. Каждый щенок рождается с наследственно передаваемыми задатками. Поэтому, внимательно изучая своего питомца, старайтесь понять его индивидуальные особенности, и в зависимости от этого строить методику воспитания и начальной дрессировки. Для упрямого, беспокойного щенка – больше терпения, для робкого – больше ласки и подбадривания, для старательного – больше поощрения.
Нагрузка на маленького щенка должна быть минимальной и повышаться постепенно по мере его роста, от простого – к сложному, от игры – к дисциплине. При этом всегда следует обращаться со щенком спокойно и терпеливо. Плохое настроение хозяина не должно отражаться на щенке. Совершенно недопустима раздражительность и несдержанность при общении со щенком, беспричинные окрики, а тем более пинки. В хозяине маленький щенок должен чувствовать своего защитника – только в этом случае он вырастет защитником своего хозяина. Не разрешайте никому дразнить щенка, причинять ему боль, повышать на него голос, но и не изолируйте его от людей. Собаке предстоит жить в человеческом обществе, и она должна быть социально адаптированной, безопасной для окружающих, но при этом, абсолютно управляемой, уверенной в себе и способной при необходимости защитить своего хозяина и свой дом.
В идеале, воспитание – это начальный этап дрессировки, но все-таки, это не одно и то же. Как среди людей можно встретить образованного, но невоспитанного человека и наоборот, так и среди собак встречаются дрессированные, но абсолютно невоспитанные животные или же воспитанные, но не прошедшие необходимого курса дрессировки. Если же вы ставите цель вырастить полноценную собаку, вы должны совместить эти понятия. Но, если дрессировать собаку можно практически в любом возрасте – все зависит от мастерства дрессировщика, то фундамент воспитания закладывается с самого раннего детства. Здесь любые упущения невосполнимы. Поэтому, самое основное правило воспитания гласит: с момента появления щенка в вашем доме следует поощрять и закреплять все его желательные действия и поступки, а нежелательные – пресекать, но не столько путем запрета и наказания, сколько путем создания условий, при которых щенок будет испытывать отрицательные эмоции, в момент совершения им нежелательных действий.
Воспитание щенка должно доставлять радость обоим – и хозяину, и его четвероногому другу. Поэтому, старайтесь не нагружать психику щенка бесконечными нормативными командами, не требуйте от него способностей к длительным занятиям. Иначе вместо друга и помощника вы вырастите неуверенного в себе раба, лишенного жизнерадостности и воспринимающего общение с хозяином как вынужденную и неприятную необходимость.
Каждый щенок рождается с генетически заложенным комплексом поведенческих реакций (инстинктов), который невозможно изменить по своему усмотрению. Но эти поведенческие реакции можно развить в нужном направлении или, наоборот, приглушить их развитие, если они нежелательны. Для правильного построения процесса воспитания и дрессировки рекомендуем прибегнуть к практической помощи профессионального дрессировщика.
Воспитание общедисциплинарных навыков
Приучение к чистоплотности. Это первое требование, с которого начинается процесс воспитания. Сразу же следует уяснить, что тыкать носом в лужи или наказывать щенка бесполезно, это не приведет к желаемому результату, а только нарушит ваши взаимоотношения. Нужно просто запастись терпением и постоянно наблюдать за щенком. Как только он начинает кружиться на месте, присаживается, чтобы сделать свои естественные надобности, следует тут же вынести его на улицу. Выносить щенка (а в дальнейшем – выводить) следует также каждый раз после сна и кормежки. Со временем щенок научится “проситься”, и чем больше внимания вы ему будете уделять, выполняя вышеуказанные рекомендации, тем быстрее это произойдет.
Приучение к кличке также не потребует особых приемов. Произносите кличку всегда, когда хотите привлечь внимание щенка. Кличка не должна заменять команду “Ко мне!”, это всего лишь сигнал к последующему действию.
Приучение к показу зубов. Чем раньше начато обучение этому приему, тем за более короткий срок щенок его сможет освоить. Повторять прием следует ежедневно, по несколько раз в день. Посадите щенка слева от себя, левую ногу поставьте сзади за крупом щенка, чтобы он не мог пятиться назад. Правой рукой поддерживайте нижнюю челюсть щенка, левую положите сверху на морду, так, чтобы большие и указательные пальцы обеих рук оказались возле мочки носа. Не дотрагиваясь до мочки носа и не закрывая ее, оттяните спереди губы щенка (левой рукой – вверх, правой – вниз), так, чтобы оказались обнаженными десна и зубы. Действуйте быстро и аккуратно. Таким же образом показывают зубы с правой и с левой стороны челюстей, после чего щенка хвалят и угощают лакомством. Уделите этому приему особое внимание, так как, по правилам выставок, собака, оказывающая сопротивление при показе зубов эксперту, снимается с ринга без присуждения оценки.
Приучение подходить по команде. Команде “Ко мне!” легко обучить щенка в процессе игры с ним, во время прогулок, кормления. Очень важно начать отработку этого приема с самого раннего возраста, потому что, упустив время, вы можете потерять контакт со щенком и это значительно затруднит его дальнейшее воспитание. Перед кормежкой, показывая щенку миску с едой, произносите команду “Ко мне!”. Выходя на прогулку, запаситесь кусочками лакомства, и каждый раз используйте его, произнося эту команду. Подбежавшего к вам по команде щенка похвалите и угостите лакомством. Помните: команда “Ко мне!” должна ассоциироваться у щенка только с приятными для него ощущениями — поглаживанием, похвалой, лакомством. Во время обучения щенка нужно подзывать только в том случае, если интуиция подсказывает, что тот прервет свое занятие и подойдет к вам. Если щенок чем-то очень отвлечен, нужно дождаться такого момента, когда он обратит на вас внимание или применить альтернативный метод, заключающийся в том, что хозяин поворачивается и уходит в другую сторону до тех пор, пока щенок не заметит этого и не последует за ним.
Ни в коем случае нельзя произносить команду “Ко мне” угрожающим тоном, нельзя обманывать подбежавшего к вам щенка, показав и не дав ему лакомство, а тем более – наказывать, даже если перед этим он в чем-то провинился. В следующий раз щенок не подойдет к вам, и вы потеряете контакт с ним и его доверие. На первых порах нельзя пользоваться этой командой, если вы хотите взять щенка на поводок или увести с прогулки домой. В этом случае лучше самому подойти к щенку, не применяя команды.
Если щенок проявляет послушание в течении нескольких дней, можно постепенно уменьшать частоту использования лакомства, но каждый раз следует хвалить и гладить щенка за послушание.
Навык преодоления препятствий начинают вырабатывать у щенка в раннем возрасте. Во время прогулок не проходите мимо всевозможных, посильных для него, препятствий: невысоких скамеек, неглубоких узких канавок, некрутых ступенек. Ваша задача заключается не в том, чтобы научить щенка высоко прыгать или преодолевать сложные преграды – в его возрасте это опасно и вредно, а в том, чтобы привить ему необходимый навык преодоления препятствий, выработать условный рефлекс на команду “Вперед!”. Для того чтобы щенок с радостью преодолевал посильные для него преграды, лучше всего пользоваться собственным примером, поощрением и лакомством.
Аппортировка. У собак, как и у их диких предков, сильнейшим природным инстинктом является охотничий инстинкт. Он проявляется в преследовании и захвате всевозможных движущихся объектов: мячей, палочек, кошек, в стремлении носить и рвать тряпки, куски резины, обувь. Современная методика дрессировки немецких овчарок практически целиком построена на развитии и использовании этого инстинкта, получившего название – инстинкт добычи. При выработке навыка аппортировки с использованием инстинкта добычи собака работает с желанием, с азартом, с высокой производительностью. В большей или меньшей степени охотничий инстинкт (или инстинкт добычи) развит у всех собак. Задача хозяина – с самого раннего возраста поощрять стремление щенка брать в зубы и носить всевозможные предметы. Разумеется, это не должны быть вещи домашнего обихода, обувь. Но, если такое случится, щенок ни в коем случае не должен быть наказан за это, он не может осознать разницы между вашим новым ботинком и ненужным куском резины. Убирайте ценные вещи в места, недоступные для щенка.
Итак, заинтересованность в аппортировке следует поощрять и развивать, это залог успешной дрессировки в будущем. Для развития этого навыка используют различные игры с палочкой или мячом. Для обучения желательно использовать предмет с прочно прикрепленным к нему длинным шнуром. Это позволит не только лучше развить инстинкт добычи (захвата) предмета, но и выработать навык его подноски хозяину.
Полезно играть со щенком в перетягивание предмета, при этом действовать нужно аккуратно, не вырывая предмет из зубов, а лишь слегка подтягивая его к себе, вызывая тем самым у щенка желание крепче держать предмет в зубах. В этих играх щенок должен всегда выходить победителем. На ранних этапах развития инстинкта добычи ни в коем случае нельзя насильно забирать у щенка предмет или гоняться за щенком, пытаясь этот предмет отнять. Вы допустите также большую ошибку, если будете гулять с другой, более сильной собакой, которая во время игр угрожающе рычит на щенка, отнимая у него палочку или мячик.
Щенок не должен самостоятельно играть с аппортировочным предметом, для этой цели следует использовать игрушки.
В начальной фазе обучения аппортировочный предмет никогда не бросается, он всегда находится в руках дрессировщика. Вначале вырабатывается заинтересованность в игре с предметом, затем собака обучается по команде брать и отдавать предмет, поднимать его с земли, носить рядом с дрессировщиком и только после закрепления этих навыков постепенно переходят к бросанию предмета и обучению собаки его приносить.
Приучение щенка садиться, ложиться и вставать по команде. Эти приемы отрабатываются во время прогулок и игр со щенком с использованием того же мячика, при условии, что у щенка в некоторой степени уже развит инстинкт добычи. Если нет – используется обычное лакомство. Механическое воздействие при этом должно быть минимальным для щенка.
Вырабатывая навык посадки щенка по команде, нужно, прежде всего, привлечь его внимание мячиком, затем, подав команду “Сидеть!”, занести мячик над головой щенка, так, чтобы он был вынужден принять сидячее положение. При этом можно слегка нажать на круп щенка, помогая ему сесть, и некоторое время (в течение нескольких секунд) фиксируя его в этом положении.
Подобным же образом вырабатывают навык укладки щенка по команде. При этом, предварительно подав команду “Лежать!”, отпускают руку с мячиком на уровне земли перед мордой щенка, а другой рукой слегка нажимают на холку, помогая ему лечь.
Для отработки команды “Стоять!” мячик держат на уровне головы щенка, другой рукой слегка приподнимая его под живот.
При занятиях с маленьким щенком нельзя требовать от него длительной выдержки при выполнении какого-либо приема. Но, в течение нескольких секунд необходимо фиксировать его в требуемом положении. Нельзя часто чередовать подаваемые команды, утомляя щенка и перегружая его психику. Весь процесс отработки дисциплинарных навыков должен происходить непринужденно, в виде игры, и доставлять щенку явное удовольствие.
Движение рядом. Применявшиеся прежде методы механического воздействия на собаку во время отработки этого навыка зарекомендовали себя не с лучшей стороны, к тому же они имеют много нежелательных побочных эффектов. Наилучшие результаты дает метод, основанный, опять же, на инстинкте добычи.
Для этого щенка берут на короткий поводок, и, держа его в левой руке свободно провисающим, начинают движение вперед, правой рукой прижимая к своей груди мячик. Предварительно, разумеется, следует привлечь внимание щенка к мячику, немного поиграв с ним. Начав движение, подают команду “Рядом!”. Любая попытка щенка забежать вперед или прыгнуть вверх к вашей правой руке должна пресекаться вновь поданной командой и рывком поводка по направлению к ноге дрессировщика. Повторяя этот прием изо дня в день, вы вскоре научите собаку по команде “Рядом!” с большим желанием и интересом двигаться у вашей левой ноги.
Воспитание защитных навыков
В это понятие вкладывается обучение щенка навыкам защиты хозяина. Выработка защитных навыков не имеет ничего общего с так называемым развитием злобы, практикующимся в нашей дрессировке в прежние годы.
Идеальным считается поведение собаки, когда она в свободном состоянии, находясь без поводка, является абсолютно безопасной для окружающих, когда она послушна, легко управляема хозяином, но при необходимости по его команде бесстрашно и уверенно встает на его защиту. Понятие недоверчивости в корне противоречит такому типу поведения, и подразумевает неуверенность собаки в своих силах, неуравновешенность ее психики.
Как уже говорилось, особенности поведения собаки имеют наследственную природу, и путем отбора и подбора селекционеры должны влиять на формирование психики, исключая из разведения неуравновешенных, неуправляемых, агрессивных или склонных к трусости животных. Но, немалое значение имеет и воспитание, которое ставит цель выявить наследственные особенности собаки, развить полезные и приглушить негативные качества ее характера.
С самого раннего возраста у щенка следует пресекать любые проявления агрессии. Недопустимо натравливать щенка на людей, допускать, чтобы кто-то из посторонних дразнил или бил его. Все это является непосильным для его психики стрессовым фактором. В дальнейшем у такой собаки агрессия становится неуправляемой и, как правило, граничит с трусостью, проявляющейся в экстремальных ситуациях. Поэтому, чтобы выработать у щенка нормальное поведение и стойкий навык “кусаться” только по команде хозяина, когда это действительно необходимо, на начальной стадии развития защитных качеств используют известный уже нам инстинкт добычи. Эта методика получила широкое распространение во всем мире.
Основные навыки начинают вырабатывать у щенка уже с трехмесячного возраста, когда ему предлагают игру с тряпочкой. Первоначальная задача заключается в том, чтобы развить у щенка интерес к подобной игре. Играя со щенком, действовать надо активно, но вместе с тем аккуратно, не нападая на щенка, не пугая его, и не вырывая тряпку из зубов. Тряпку можно оживлять, привязывая ее за веревку. Обычно все щенки охотно принимают такую игру, нападают на тряпку, кусают ее, пытаются отнять. В этом случае щенка хвалят и в момент, когда он ухватил тряпку зубами и тянет ее на себя, отпускают, чтобы у щенка создавалось впечатление отнятой добычи.
Начальный навык игры с тряпкой вырабатывает сам хозяин, повторяя такие игры ежедневно. Постепенно щенка приучают к этой игре в присутствии постороннего человека. Помощник сначала просто наблюдает за игрой, затем принимает в ней пассивное участие, и наконец, полностью заменяет хозяина, находящегося тут же, и держащего щенка за поводок. Помощником должен быть опытный и грамотный специалист — фигурант. Хозяин и помощник должны действовать согласованно, в зависимости от поведения щенка и стремиться максимально развить у него необходимые навыки борьбы. Хозяин должен поощрять и подбадривать щенка. Во всех играх и схватках щенок обязательно должен выходить победителем и отнимать добычу.
По мере роста щенка задачу усложняют. Тряпка постепенно заменяется небольшим в диаметре, мягким валиком, при помощи которого у щенка уже вырабатывается навык захвата. И только спустя некоторое время валик можно заменить мягким рукавом, который надевается таким образом, чтобы в нужный момент его легко можно было сбросить – отдать добычу щенку. При работе с тряпкой, валиком или рукавом отдавать добычу нужно только в тот момент, когда щенок крепко и настойчиво тащит ее на себя. Если же у щенка не очень активная и глубокая хватка, если он часто бросает тряпку во время игры, помощник должен стараться в момент укуса, легким подтягиванием на себя, заставить щенка держать ее крепче. В этом случае к работе с валиком не переходят до тех пор, пока у щенка не выработается крепкая и настойчивая хватка. То же самое следует учитывать и при переходе от валика к рукаву. В конце занятий всегда следует позволять щенку унести свою добычу.
Воспитание специальных навыков
Ваша собака пригодна для использования в самых разнообразных видах служб, она обладает незаурядными врожденными способностями к поиску, передающимися из поколения в поколение. Задача любого владельца – хотя бы минимально развить эти ее природные способности, даже если вы не ставите цель использования собаки в следовой работе.
Существует множество методик постановки щенка на след, но наиболее эффективные результаты показала методика, основанная на заинтересованности щенка в лакомстве, позволяющая уже с 5–6 месячного возраста развить у него необходимые навыки.
Первые занятия следует проводить в поле, ранним утром, в хорошую безветренную погоду. Вблизи не должно находиться посторонних раздражителей, мешающих щенку сосредоточиться – людей, других животных, проезжающих машин и т. д. Занятия проводятся до кормления щенка. С собой возьмите кусочки корма и баночку с бульоном.
Начинают отработку навыка с прокладывания следа хозяина. Щенка привязывают (предварительно он должен быть знаком с этой процедурой), прокладывают прямой след на свежем, не затоптанном участке местности. Первые отрезки следа не должны превышать 30- 40 метров . Перед прокладкой следа дрессировщик усиливает его запах, хорошо потоптавшись в исходной точке и слегка полив это место бульоном. На всем протяжении след также должен иметь усиленный запах – прокладывая след, нужно двигаться медленно, шаркающей походкой, и периодически, тонкой струйкой поливать след бульоном из баночки. Через 2- 3 метра от исходной точки на след кладется первый кусочек корма, затем кусочки раскладываются на всем протяжении следа через каждые 2- 3 метра . В конечной точке также кладется кусочек корма, на который сверху кладется небольшой предмет (кусочек кожи, тряпочки, перчатка и т. д.).
Дрессировщик, проложив след, возвращается к щенку. Щенок подводится к следу и, подбадриваемый хозяином, начинает принюхиваться к запаху бульона в исходной точке. Повторяя команду “Нюхай! След!”, дрессировщик направляет щенка в сторону первого кусочка корма. При его поедании он хвалит щенка и стимулирует поводком его дальнейшее продвижение по следу. Привлекаемый запахом бульона и кусочками корма, которые он находит и поедает, щенок, как правило, с первого раза тщательно прорабатывает след до конца. Если щенок пройдет кусочек корма на следу, его нужно поправить. В конце следа у предмета необходимо щенка уложить и хорошо похвалить, после этого достать кусочек лакомства из-под предмета и скормить его обязательно с предмета.
После нескольких проработок следа и выработки условного рефлекса на команду “Нюхай! След!”, задание постепенно усложняют: используют только корм, без бульона, увеличивают расстояние между кусочками и дальность следа, прокладывают след с прямыми углами, сначала с одним, затем с двумя, приучают щенка к поиску предметов на следу, и наконец, к проработке следа постороннего человека.
Для отработки поиска предметов на следу раскладывают 4–5 предметов, которые собака должна обозначать укладкой, при подходе к предмету используют уже отработанную команду “Лежать!”. После многократных повторений собака привыкает ложиться возле найденных вещей во время проработки следа. Вначале предметы должны быть одинаковые, в дальнейшем их следует разнообразить. Постепенно кусочков корма на следу оставляется все меньше, пока, наконец, они совсем не исчезнут. К тому времени у собаки уже четко должен быть выработан навык работы по следу.
Эти рекомендации являются общим шаблоном начального этапа дрессировки щенка. Сам же процесс дрессировки гораздо более глубокий и сложный, и самое главное – его невозможно описать ни в каком, самом подробном пособии. Психика собак настолько индивидуальна и неповторима, что для каждого конкретного случая не подходят шаблонные советы и рекомендации. И если бы было возможно создать такое пособие, то его бы пришлось создавать применительно к каждой конкретной собаке, и то невозможно было бы учесть все жизненные ситуации, реакцию на них собаки и методы управления ее поведением.
Любая, самая хорошая книга по дрессировке собак может дать лишь базовые знания в этом вопросе, помочь разобраться в теоретических основах дрессировки, а все остальное – это интуиция и творческий процесс, который не поддается описанию.
Поэтому, прислушайтесь к последнему совету – если нет у вас опыта и необходимых знаний – не экспериментируйте над своей собакой, доверьтесь практической помощи профессионального дрессировщика.