Вот и добрались мы до самого красивейшего античного города Афродисиас (Эфес).
На мой взгляд – это сказка НАЯВУ. Меня не покидало чувство, что мы попали на съемки фильма времен КЛЕОПАТРЫ. И, чем больше я узнавала об этом удивительном городе, тем мне было как то не по себе. Куда мы катимся…. По преданию, считают, что этот город был основан АМОЗОНКАМИ (женщинами-воинами). Город, основанный в честь богини любви Афродиты. Возник только в начале II в. до н.э. и постепенно разросся, заняв территорию в 520 гектаров.
При императоре Юлии Цезаре (Julius Caesar) он получил специальные привилегии, сохранявшиеся вплоть до конца Римской империи.
Под покровительством императоров Афродисиас превратился в крупный культурный центр, но и сам являлся образцом изящества, лёгкости исполнения архитектурных творений. В созданной здесь школе учились скульпторы, работавшие затем во всех уголках огромной империи, включая и сам город Рим. Расцвет Афродисиаса поддерживала школа декоративного искусства. Во 2-м и 3-м веках до нашей эры скульпторы из Афродисиаса получили мировую известность. Самые лучшие скульптурные памятники отправлялись в Италию морем, но, вместе с тем, редчайшие экземпляры афродисских мастеров бережно сохранялись на родной земле.
Вот некоторые из них, которые мы увидели в археологическом музее.
В эпоху христианства, Византия, чтобы разрушить культ Афродиты, переименовала город, назвав его Ставроролис (Город креста) и превратила в один из центров епископства.
В 1 столетии в Эфесе побывали Апостолы распространители христианских идей и веры в единобожие, спасавшиеся от римского гнета. История сохранила сведения о посещении Эфеса Апостолом Павлом (55-58 н.э) . Св. Павел, истовый проповедник христианства сыграл большую роль в становлении его как мировой религии. Проповедовал мысль о недосягаемости бога и нахождении его в помещении, построенном руками человека. Одновременно верил в силу создателя, в его постоянное существование везде и всегда.
Сохранились также сведения о прибытии Иона Крестителя, покровительствующего Св. Марие. Известно, что Иона провел последние годы за написанием Евангелия и похоронен в Эфесе.
После появления христианства популярность культа Афродиты стала уменьшаться и постепенно сошла на нет, а храм Афродиты перестроили в базилику.
Театр был основан в I в. до н.э., но три века спустя подвергся сильной реставрации. На здании был вырезан императорский декрет о предоставлении городу особых привилегий. Театр вмещал в себя более 25 тысяч человек.
Чтобы избежать эпидемии во многих античных городах строились бани, которые гости города должны были посетить, перед тем, как в город войти. В Эфесе (Афродисиасе) уже в те века были бани для простых горожан
и для знатных горожан термы (бани) схоластики, на месте входа в них сохранилась статуя богатой горожанки
В те далекие времена "совещания", "сделки" проходили и заключали в банях.
Именно, в этом городе, впервые были открыты общественные туалеты. Туалетная комната со всех сторон окружены отхожими местами и устройствами из мрамора, обеспечивающими поступление теплой воды. Вход был платным и исключительно для мужчин. В те времена "совещания" и "сделки" проводили и заключали в туалетных комнатах тоже…
В городе были проложены трубы, в которых поступала горячая и холодна вода
Обогнуть театр справа, можно пройти по дорожке, которая ведет вдоль двойной Агоры, окруженной ионийскими и коринфскими портиками.
Агора – это название народного собрания у древних греков (особенно часто встречающееся в "Илиаде" и "Одиссее"), а также места, где оно происходило. Обычно это была торговая площадь, по сторонам которой находились храмы, часто важнейшие государственные учреждения и портики с мастерскими и торговыми лавками. Агора являлась средоточием общественной жизни.
Одеон - постройка, предназначенная в основном для выступлений певцов. Одеон представлял собой обычно круглую в плане постройку, нередко включенную в квадратное крытое здание. Был распространен также тип открытого одеона.
Храм Адриана был воздвигнут во 2 столетии. Признан одним из уникальных образцов Византийского периода. На копиях рельефных блоков высечены имена выдающихся личностей того времени, в центре арки рельеф с изображением Медузы Горгоны.
Цельсусская библиотека выполняла функции как библиотеки, так и надгробного памятника. Библиотечные свитки хранились внутри здания в специальных нишах. Но, не только…. Через библиотеку, по подземному коридору, можно было пройти в ДОМ ЛЮБВИ. И, когда моряки сходили на берег, было не совсем пристойно говорить, что пошел в ДОМ ЛЮБВИ, поэтому они говорили, что, мол, пошел в библиотеку….
Проспект Куретлер (мраморный проспект)начинается от Цельсусской Библиотеки и выходит к Арке Геракла.
По левой стороне проспекта жили бедные горожане, но их постройки не сохранились. С правой стороны до настоящего времени сохранились дома (террасы) богатых горожан.
Даже, глядя на мозаику в этих домах, ощущение, что ее клали не так и давно….а прошли столетия….
Арка Геркулеса. Дата постройки 4-5 столетие.В узких балочных блоках высочен рельеф, изображающий Геркулеса в схватке со львом. Верхнюю часть ворот украшал рельеф богини победы Ники.
Наверное, я Вас уже утомила своим рассказом, посмотрите просто фото этого сказочного города.
[/URL