Ну, раз никто не хочет высказаться, то придется мне снова заняться эссеистикой. Уточняю – эссе – это не научный трактат, это...ну как бы болтовня.
Французы и бельгийцы различаются в своей сути так же, как отличается скрипка от фортепиано.
В музыке есть понятие «звуковысотность». Набор звуков разной высоты образует мелодию. Мелодия – это музыкальная мысль. Это то ЧТО ХОТЯТ вам сказать. А ведь еще важно КАК сказать.
Скрипка – это голос, это душа. На один миллиметр струны приходится сотня различных «герц» - разных ньюансов высоты звука. Точность звукоизвлечения колоссальная. Если в фортепиано между соседними клавишами пролегает целая пропасть, то у скрипки все это пространство заполнено смыслом. Одну и ту же мелодию разные исполнители играют на разной фактической высоте. Из-за этого высказанная мысль каждый раз приобретает новые оттенки смысла. Это не то, что гитара – упала струна на лады – и вот тебе высота звука. Именно вследствие того, что у скрипачей бесконечное количество вариантов исполнения – все они имеют потрясающий слух.
Пианисту высоту звука выбирать не приходится. Она задана настройщиком. Но фортепиано обладает огромными ВОЗМОЖНОСТЯМИ. Оно может одновременно и вести мысль, и создавать «антураж» - сопровождение. Оно может даже заменить собой оркестр. Играть можно даже в 4 руки.
Но если посмотреть на то КАК сказать, то возможности фортепиано бесконечно бедны. Скрипач извлекает звук смычком. Способов звукоизвлечения невероятно много. Каждая фраза будет «произнесена» или с улыбкой, или с надрывом, или с сарказмом. Все эти ньюансы доступны смычку. А у пианиста в арсенале несколько приемов между стаккато и легато. Ну и педаль еще есть.
Но! На фортепиано невозможно сфальшивить. Разве что произошел сбой в инструменте. И новичок и лауреат сыграют «собачий вальс» практически одинаково.
Это я так вдаюсь в подробности для тех, кто не знаком со спецификой, потому что музыканту достаточно сказать: между французами и бельгийцами разница как между скрипкой и фортепиано – и сразу все ясно. Так вот, это - точная ассоциация.
Но если кому лень было читать так много «букафф» - тогда применю не очень точную, зато понятную ассоциацию. Сравните французов с орхидеями, а бельгийцев с… ну какой есть цветок, который погубить невозможно? Ну сами решите. Ну, допустим, хризантема.
Если орхидею не вовремя полить, не угадать с грунтом, не подобрать удобрение или освещение – она не расцветет. Малейший «косяк» в разведении – и все. Ничего интересного вы не получите. А бельгийцы потому и завоевали бесконечные просторы Евразии – именно потому, что они универсальны. Они ложатся почти на любые крови. И уж если расцветет какая-нибудь особенная хризантема – ее очень доступно и просто размножить и с друзьями поделиться. Бельгийцы – это беспроигрышный вариант. Вечный козырь. Даже новичок имеет хорошие перспективы в разведении. Они надежны. Они стабильны. Они красивы, между прочим. И в работе с бельгийцами можно достичь заоблачных высот, если ты Рубинштейн или Горовец.
Вот опять я вместо разговора о ТИПЕ веду болтовню о СВОЙСТВАХ. Но уж таково мое свойство. Я неисправима.